Как выбрать б/у велосипед

Подержанный велосипед может оказаться удачным приобретением. Но, наткнувшись на недобросовестного продавца, можно выбросить деньги впустую. Стоит насторожиться, если торговец назначает встречу в темное время суток в плохо освещенном месте, если торопится и настаивает на быстром совершении сделки. Даже если цена велосипеда соблазнительная, не торопитесь его покупать, тщательно проверьте каждую деталь, протестируйте покупку. В противном случае вы рискуете в дальнейшем потратить на ремонт и устранение дефектов столько денег, что выгоднее было бы купить новую модель.
Типы велосипедов по назначению и техническим характеристикам
Покупают б/у велосипеды в основном из-за желания сэкономить. Это резонно, если вы не спортсмен, которому требуется профессиональная модель. Сегодня из-за сложностей с поставками и стремительного повышения цен покупка подержанных велосипедов стала еще более актуальной.
Но экономия должна быть умеренной. Помните, что низкая цена — это априори некачественные детали и высокая степень изношенности. Если постараться, несложно найти б/у велосипед, который почти не эксплуатировали, при этом по цене он будет более чем вполовину дешевле нового. Например, за модель Stark Funriser 2025 года выпуска на официальном сайте бренда просят 84000–160000 рублей. А на Авито велосипед этого бренда в неплохом состоянии можно приобрести за 15000–40000 рублей.
По стране производства качество уже не определяют. Раньше некачественными считались китайские и другие азиатские модели. Но производители из Азии научились выпускать технику разного уровня, в том числе для взыскательных покупателей.
Прежде чем начать поиск, определите, для чего вам нужен велосипед. Бывают модели:
· горные — с отличной амортизацией, надежными тормозами и крепкой рамой, подходят для езды по пересеченной местности, бездорожью;
· шоссейные — развивают высокую скорость, предназначены для езды по асфальтированному покрытию и ровному дорожному полотну;
· кроссовые — представляют собой сочетание двух предыдущих видов.
Обратите внимание на раму. Это основной элемент. Плохая рама равно плохой велосипед. Она должна быть прочной и одновременно легкой. Стальные рамы недорогие, но крепкие. Минус в том, что они тяжелые, склонны к коррозии. Алюминиевые гораздо легче, при этом прочность у них высокая. А самые легкие и прочные — карбоновые рамы, но и стоимость таких моделей высокая.
Обратите внимание на размер колес, от этого показателя зависит скорость езды. На горных велосипедах обычно стоят колеса 26", 27.5", 29". Если планируете кататься по пересеченной местности, предпочтителен небольшой диаметр. Большие колеса больше подходят для езды по ровным покрытиям. Стандартная величина колес для шоссейных моделей — 28".
Количество скоростей определяется тем, как соотносятся передние и задние звезды трансмиссии. Обычно для езды в городских условиях хватает 10–18 передач. Есть модели с единственной скоростью — синглспиды. Но при езде на них нужно прилагать немалые физические усилия.
Обратите внимание на амортизацию, функция которой — нивелировать удары при езде по неровному покрытию, обеспечивать достаточное сцепление. У горных моделей обязательно есть хотя бы передняя вилка. Такие велосипеды называют хардтейл. Если есть и передняя, и задняя система, это модели двухподвесы, при езде на которых нивелируются даже сильные удары. Поэтому они подходят для сложного рельефа. Есть велосипеды без амортизации — ригиды. На них ездят по ровным дорогам. Это преимущественно шоссейные модели.
Тормоза бывают ободными, дисковыми механическими и гидравлическими. Первые недорогие, легкие, их несложно ремонтировать. Но тормозить нужно заблаговременно, особенно на влажной дороге. Дисковые механические обеспечивают эффективное торможение при любом состоянии дорожного покрытия. При наличии дисковых гидравлических для торможения почти не нужны физические усилия. Но обслуживать их сложно.
Подберите раму по своему росту, чтобы было удобно ездить. Таблицы размеров есть у каждого производителя. Если не нашли их, оцените, насколько удобно вам сидеть, во время тест-драйва.
Где искать подержанные велосипеды
Вариантов несколько. Самый надежный — специализированные торговые точки, реализующие подержанную продукцию. Например, комиссионный магазин Техноточка реализует б/у технику по ценам существенно ниже конкурентных. Все поступающие в продажу велосипеды проходят проверку. Выбор моделей большой. Предусмотрена доставка в любые регионы России.
Неплохие предложения можно найти на досках предложений Авито, Юла. Правда, нужно быть осторожным, чтобы не наткнуться на мошенников. Можно заглянуть на тематические форумы. Они хороши тем, что там можно побеседовать с опытными велосипедистами. Но на форумах обычно предлагают профессиональные спортивные модели.
Осмотр
Тщательно изучите велосипед на степень износа и повреждений. Иначе потом потратите кучу денег на ремонт и замену деталей.
Рама
Сколы, стертая краска, вмятины, глубокие царапины — ничего этого быть не должно. Поврежденное покрытие может указывать на начавшийся коррозионный процесс. Небольшие царапины допустимы, они неизбежно будут на подержанном велосипеде.
Недопустимо искривление рамы, наличие «собаки» — дефекта, когда колеса расположены в разных плоскостях. В этом случае езда по прямой невозможна. Велосипед будет все время сворачивать.
Обратите внимание на сварные швы. Заметные трещины указывают на то, что рама разрушается. Ездить так опасно. Опасения должны вызывать и скрипы, издаваемые рамой при езде.
Вилка
Убедитесь, что вилка не кривая, что нет значительного люфта. Дешевые пружинно-эластомерные детали несложно заменить. Что касается пружинно-масляных и пружинно-воздушных элементов, для проверки работоспособности нажмите на них сверху. Показатель надежной работы — плавность хода, отсутствие дерганий, скрипов. Проверьте, не повреждено ли покрытие, не подтекло ли масло, не потрескалась ли резина, не сломался ли механизм регулировки жесткости.
Колеса
Перевернув велосипед, покрутите оба колеса рукой. Вращение должно быть плавным, ровным, без шатания. Если обод заметно отклоняется от оси, то есть четко видна «восьмерка», то колеса придется заменять. На ободах не должно быть трещин.
Если продавец разрешит, снимите колесо, проверьте работу втулки. При ее вращении не должно быть люфта. Вращающееся колесо должно плавно затормаживаться. Быстрая остановка вращения — плохой признак.
Недопустима заметная стертость покрышек. Потрескавшаяся резина — признак, что велосипед держали в неподходящих условиях. На покрышках не должно быть заметных царапин, следов изношенности протектора, вздувшихся участков.
Убедитесь в достаточном натяжении каждой спицы. Оно должно быть умеренным. Отсутствующих спиц быть не должно.
Тормоза
В работоспособности ободных тормозов легко убедиться, прижав колодки руками к ободу. Соприкосновение должно быть плотным, тормозной механизм должен быстро принимать изначальное положение. Даже если с ободным тормозом не все в порядке, его легко заменить.
Если система гидравлическая, внимательно проверьте тросики и ручку, убедитесь, что тормозная жидкость не подтекает. Когда велосипед останавливается, не должно быть скрипов и других подозрительных звуков. Они указывают на попадание на тормоз масла. Придется заменять колодки. Ручки должны нажиматься одинаково. Жилы тросиков не должны быть разорвавшимися. На тормозном диске не должно быть деформаций.
Трансмиссия
Рычаги шифтеров, переключатели передач должны быть без ощутимого люфта. Ничего не должно заедать.
Убедитесь в симметрии профиля зубьев звезд кассеты. Исключение составляют изначально более короткие зубья, облегчающие переключение передач. Во время тест-драйва попытайтесь въехать на возвышенность или ускориться при езде. Цепь не должна соскочить со звезд. Вращающиеся звезды не должны биться. Такой дефект указывает на деформацию вала каретки. Недопустимы люфт, скрип, заедание каретки.
Седло, руль, педали
Вращение руля должно быть легким, плавным. Для проверки рулевой колонки, зажав передний тормоз, толчком направьте велосипед вперед. При неисправности будут подозрительные покачивания, звуки.
На кокпите (элементах управления) и подседельном штыре не должно быть деформаций. Седло должно быть прочно закреплено. Оно не должно скрипеть и покачиваться, когда вы на нем сидите. Попробуйте поднять и опустить седло. Штырь должен без затруднений выдвигаться до конца.
Педальная система включает звездочки и шатуны. Она соединена с рамой кареткой. Чтобы проверить ее работоспособность, подергайте шатун. Малейший люфт — сигнал неисправности каретки. Попытайтесь покрутить педали, сняв цепь с передних звезд. Возникший при этом звук подтвердит неисправность каретки. Движение самих педалей должно быть плавным, ровным, без поскрипываний.
Тест-драйв
Осмотрев велосипед и убедившись, что внешне все в порядке, прокатитесь на нем. Чтобы продавец не беспокоился, что вы уедете с концами, дайте ему залоговую сумму или вещь.
Тестируя велосипед, не просто наматывайте круги, а попробуйте переключить скорость, затормозить. Обратите внимание на дерганья и шатания при езде, на подозрительные звуки. Скорость должна переключаться без проблем, тормоза тоже должны срабатывать чисто.
Документы и история
Спросите у продавца, как долго он владеет велосипедом, были ли до него другие владельцы. Предпочтительна модель до 3 лет, которой владел один человек. Выясните причину продажи. Если владелец скажет, что езда ему не понравилась, уточните, почему.
Узнайте, как часто и при каких условиях использовался велосипед, когда в последний раз его отправляли на техобслуживание или ремонт, приходилось ли менять детали. Эта информация позволит понять, насколько изношен транспорт.
Наибольшее беспокойство вызывает вероятность, что вам собираются продать ворованный велосипед. Понятно, что продавец никогда не признается, что он вор. Поэтому нужно подходить с вопросами хитро. Спросите, есть ли паспорт велосипеда, сохранил ли владелец гарантийный талон или другое документальное подтверждение покупки.
Выясните, не значится ли велосипед в числе угнанных. Сведения об угонах можно найти на специализированных форумах, в открытых базах, например, VeloID. Велосипедный транспорт не регистрируют, поэтому владелец располагает только техпаспортом, в котором указан уникальный номер рамы. Его можно увидеть под кареткой, где соединяются педали. Насторожитесь, если продавец не желает показывать фотографию номера рамы, или если эта метка сильно повреждена.
Настаивайте на заключении договора купли-продажи. Если велосипед действительно угнанный, с помощью документа вы докажете, что честно его купили.
Заключение
Опасаться покупки б/у велосипеда не нужно, если знать, как его осмотреть и проверить. Настораживающие признаки — слишком низкая цена, потрепанный и грязный вид, отсутствие номера рамы, неотрегулированная цепь. Не стоит связываться с продавцом, который не может рассказать историю велосипеда, четко назвать причину продажи, уклончиво отвечает на вопросы, спешит получить деньги от покупателя, отказывается от тест-драйва, не предоставляет дополнительные фотографии. Не стесняйтесь отказаться от сделки, если модель хоть в чем-то не соответствует ожиданиям.